Сэт Йолльский (alejo) wrote,
Сэт Йолльский
alejo

Ёжик влюбился

Меня часто спрашивают, почему я не люблю сказки, особенно для самых маленьких, особенно авторские, особенно современные...

Так получилось, что я прочёл маленький детский рассказик «Весенняя сказка». Текст был опубликован в литературном иллюстрированном журнале для детей «Кукумбер», в № 4 за 2003 год.

Это ужасающая хрень, или, по меткому выражению одного комментатора, которое мне очень полюбилось со времён одной из моих прошлых рецензий,—
«кошмарный лицемерный кошмар и пиздец». Почему? Сейчас я расскажу—почему.

1. Ёжик манипулирует общественным мнением. Как-то раз Ёжик влюбился в Белку. Дело было по весне (ну а как же ещё, ребята!). Когда его кто-нибудь спрашивал, почему он всё время ходит в приподнятом настроении,—наш главный герой
«только улыбался». Начинается, таким образом, всё с того, что протагонист предстаёт перед нами эдакой кокеткой, и вместо чтоб на прямой вопрос ответить: «Да, я влюбился в Белку»он молчит, жеманно и таинственно улыбается, интересничает. Кто-то скажет, что влюблённость делает людей—и зверей—глупыми, а я скажу: это просто байронический хам, набивающий себе цену на ровном месте.

2. Ёжик манипулирует Белкой. Он хочет, чтобы она выглянула из своего дупла на улицу—и, вероятно, желает, чтобы она спустилась со своего дерева вниз, туда где он играет для неё красивую мелодию на скрипке,—и пообщалась с ним. Но он ничего ей об этом не говорит. Впрочем, здесь мне могут сказать: Ёжик просто хотел своею игрою усладить слух своего предмета—и больше ничего ему не нужно было для счастья. Ну положим, хотя зачем тогда вся эта торжественная эпопея с зайцами—неясно.

3. Белка манипулирует Ёжиком.
«Ей хотелось подольше послушать скрипку, и поэтому она не выглядывала из дупла»,—эта фраза уносит меня в такие глубины ужаса и увлекает на такие высоты гнева, что я с трудом подбираю слова от волнения,—но одно я могу сказать точно: это лучшая метафора гендерной войны, ярчайший симовол её жестокости и бессмыслия.

Во всём тексте только один раз наша Белка появляется как действующий персонаж со своими мыслями и желаниями. Всё, что мы о ней знаем: она в курсе, что под окном стоит Ёжик, что это он играет на скрипке, что он играет для неё. Выйдет ли она к нему? Нет. Почему? Потому что она убеждена (автор не ставит это под сомнение), что как только она выглянет—музыка, столь ей приятная, прекратится. Откуда Белка знает, что музыка прекратится? Из предшествующих действий Ёжика этого никак не следует... Скорее всего—так её научила в детстве мама-бельчиха. Самый главный мой вопрос здесь: если Белка хочет, чтобы музыка длилась дольше, то почему она в таком случае не выходит на улицу и не просит Ёжика сыграть для неё ещё? Ведь тогда всем будет гораздо удобнее—и играть, и слушать (а несчастные зайцы могли бы тоже насладиться концертом или пойти домой отдохнуть).

4. Ёжик манипулирует своими друзьями—зайцами. Первый раз он зовёт их и говорит:
«Пойдите, возьмите барабаны и возвращайтесь ко мне!» Хочется спросить: это что—какая-то библейская аллюзия? Кем ты сука себя возомнил? Тебя мама не учила говорить «пожалуйста»? Но зайчики—они на то и зайчики: они бесприкословно выполнили приказ, надеясь, что если их друг не может объяснить всего сейчас, то он объяснит позже. Не тут-то было: Ёжик «велел им идти позади, а сам пошёл первым, наигрывая на скрипке». На резонный вопрос одного из зайцев о том, бить ли им теперь в принесённые барабаны и вообще зачем ты просил нас принести эти барабаны и чего ты вообще хочешь блять от нас ты же так и не сказал ничего,—Ёжик ответствовал: «Нет, пока не надо. Разве вы не видите: я играю на скрипке!..»

Шта-а?! о_О

Интересно, почему Ёжик не сказал зайцам сразу, зачем именно зовёт их с собой, а долго, даже когда они уже выразили своё недоумение, держал их в неведении? Не потому ли, что тогда они отказались бы с ним идти? Так это гнусность, дорогой мой! Ты ещё и друзей обманываешь? Почему ты просто не попросил их о помощи? Вы знаете, ни один из моих приятелей-ёжиков (а я вожу знакомство только с приличными ежами) никогда не повёл бы в лес своих друзей, которые согласились не требовать объяснений (они, может статься, доверчиво ждали, что там их ждёт какой-нибудь приятный сюрприз),—только для того, чтобы выведя их на полянку через полчаса сказать:
«А теперь бейте в барабаны для моего удовольствия».

5. Автор манипулирует своими маленькими читателями и их родителями. Он делает это незаметно, исподтишка; его интенции сквозят в отдельных модальных словах, эмоциональных эпитетах и подчинительных союзах, в установлении логических и псевдологических связей:
«поэтому», «и вот тогда», «грустный», «нежный», «она знала», «но вот теперь»... И мы, читатели, должны, по его задумке, умиляться, глядая на этого замечательного главного героя, с которым случилось самое прекрасное, что только могло случиться с ежом в нашем подлунном мире, и радоваться за всех лесных жителей, с которыми мы встретились этим вечером благодаря чуду литературной сказки.

6. Родители, читающие эту сказочку своим детям, манипулируют ими. Они говорят:
«Смотри, мой мальчик, какой ёжик молодец! Он называет белочку разными ласковыми словами! Ну разве он не прелесть?!» Они говорят: «Смотри, моя девочка, какая белочка умница! Она знает, что все мужики козлы и поэтому не выходит из своей норки до тех пор, пока не убедится, что её избранник делает всё, чего ей захочется,—хотя она об этом не сказала ни слова через рот!»

7. И только дети, для которых якобы написана эта ужасающая ебала и которые (увы!) читают её перед сном,—никем не манипулируют. Пока.
 
Tags: txt, базис, пиздец
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments