Сэт Йолльский (alejo) wrote,
Сэт Йолльский
alejo

Семь добродетелей по версии Сэта Йолльского

Социум Космос Логос
  ↑ Милосердие    Любознательность    Умеренность
  ↓ Кротость    Созерцательность    Радость


Со времён предыдущей таблицы прошло шесть с половиной лет. Заголовки граф стали такими, как следовало им быть с самого начала: во-первых, повторять несколько раз в головке таблицы слово из её заголовка это моветон, а во-вторых — слово «математический» почти никто тогда не понял так, как мне хотелось. Теперь в каждой графе ясно представлено то, что прежде нуждалось в пояснении: все людские добродетели разделяются по трём отделам Вселенной, во взаимодействии с которыми человек проявляет себя.

Появилась логика в порядке следования строк: тогда я её только предчувствовал, пытался нащупать, теперь же таблица снабжена даже, вместо боковика, небольшими стрелочками, которые показывают направления «туда» и «сюда». Таким образом я хочу отметить, что в каждой паре добродетелей есть та, что направлена на самого человека, и та, что направлена вовне. К примеру, чтобы быть милосердным — нужно активно взаимодейстовать с людьми, в то время как чтобы быть кротким, нужно лишь держать окружающих как бы в уме, находиться в социальном поле, но не более того, а работа как таковая направлена внутрь нас самих. (Кстати сказать, именно слово «работа», и как раз в этом значении, привело меня со временем к мысли, что трудолюбие следует исключить из среднего столбца, а вернее включить во все ячейки всех столбцов — и просто вынести за скобку.)

Дихотомия активность—пассивность, намёк на которую был ещё в первой таблице, также отразилась в обновлённых парах.

Нужно, конечно, сказать о произведённых перестановках. В первой версии смирение и скромность шли со скобками; я и тогда не скрывал, что скобки эти происходили от неуверенности, нетвёрдости мысли, были следствием продолжающегося поиска значений. Прошли годы, и теперь я знаю, как называется то, что я хотел и пытался выразить; две ячейки схлопнулись. Ячейка милосердия не изменилась, и нужно сказать, что именно здесь я почти не сомневаюсь: она так и останется, сколько бы редакций таблица в конечном итоге ни претерпела.

Место «правдивости как отсутствия лживости» во второй графе заняла медитативная созерцательность. Честно говоря, мне трудно понять, почему так произошло. Возможно, открытость в общении с человеком, добросовестность в исследовании природы и честность перед собой и богами — слились и опять выползли за скобки, туда, в серую область десятой добродетели. Может быть, сама формулировка «будь честным с камнями и деревьями» показалась мне недостаточно точной. А может статься, что созерцательность непостижимым образом вобрала в себя и правдивость — как правдивость восприятия, как незамутнённость взгляда, как честность точки зрения... О судьбе трудолюбия мы уже сказали.

В третьей графе упразднена трезвость — или оттого что я пересмотрел своё отношение к наркотикам :) — или оттого что абсолютная трезвость в любом случае недостижима, а значит требовать её глупо (впрочем, она и без того, с этой своей категоричностью, плохо смотрелась в ряду других требований, заданных — в первой и во второй таблице — очень мягко). Радость, разумеется, осталась на месте, потеряв только свои скобочки: в них и раньше-то не было особой нужды.
 
Tags: evanescence, reflection, réplique, базис
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments